.

.

среда, 9 июля 2014 г.

Ликбез по казачеству №5. История о том, как большевики слепых кобзарей собрали на съезд и расстреляли.

В начале декабря 1930 года в Харьковском оперном театре состоялся Съезд народных певцов Советской Украины, куда из разных областей были свезены 337 делегатов. Основная задача Съезда - привлечение народных певцов к социалистическому строительству, уход от исполнительских традиций и выработка новых идеологических приоритетов.


После съезда, под предлогом поездки на Съезд народных певцов народов СССР в Москву, незрячих участников погрузили в эшелон и подвезли к окраинам станции Казачья Лопань (Харьковская область, 10 км от России). Поздно вечером кобзарей и лирников вывели из вагонов в лесополосу, где были заранее вырытые траншеи. Построив незрячих кобзарей и их малолетних поводырей в одну шеренгу, отряд особого отдела НКВД УССР начал расстрел ... Когда все было закончено, тела расстрелянных забросали известью и присыпали землей. Музыкальные инструменты сожгли рядом ...

Искать хотя беглого упоминания о расстреле кобзарей в советской прессе - бесполезно. Даже в архивах бывшего НКВД-КГБ исследователи кобзарского искусства не могут найти документального подтверждения этой ужасной трагедии. Что-что, а следы своих преступлений энкаведисты-кагебисты заметать умели: еще в 1960 году тогдашний председатель КГБ Шелепин тайной директивой приказал своим ведомствам «от Москвы до самых до окраин» сжигать все, что могло бы в будущем скомпрометировать «доблестные» органы. И все же правда о расстрелян съезд кобзарей и лирников упрямо восстает из пепла забвения.

Известно, что у Сталина с компанией была просто патологическая ненависть ко всему украинскому. Но если украинский язык и украинские песни они поначалу как-то терпели,
то носителей украинского героического эпоса - кобзарей они вынести не могли. И с первых дней  власти «рабочих и крестьян» в Украине большевики устроили настоящие охоту на слепых и немощных народных певцов - расстреливали их на месте, без следствия и суда. В 1918 году был убит лирник Иосиф, в 1919 году в Екатеринодаре от рук большевиков погибли  кобзари Иван Литвиненко, Андрей Слидюк, Федор Диброва, а в 1920  - Антон Митяй, Свирид Сотниченко, Петр Скидан ...

Но  несмотря на эти убийства , кобзарская проблема не была решена - слишком много было тогда в Украине кобзарей, любимых и поддерживаемых народом. И тогда  ЦК ВКП (б) меняет  тактику - принимает постановления: «О запрете нищенства», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях народного комиссариата просвещения», «Положение об индивидуальной коллективную музыкант-исполнительную деятельность ». Теперь кобзарей уже не расстреливали на месте, как раньше, их закрывали по тюрьмам, не давая есть-пить, а инструменты уничтожали.

Но и это не решило проблемы. Тогда кобзарей, как «неисправимый националистический элемент», начали нещадно поносить  в прессе. Тогдашние газеты запестрели заголовками: «Против кобзы - радио Днепрогэса», «Внимательнее контролируйте кобзарей», «Кобза - музыкальная соха», «Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс». Народу, который испокон веков любил кобзарское искусство, силой навязывали не только «кудесницу-гармошку», но и «кудесника-баяна» и «кудесницу-балалайку», обязывая музыкальные фабрики Украины изготавливать их десятками тысяч.

К травле кобзарей подключили и украинских писателей. Так, Юрий Смолич писал: «Кобза таит в себе опасность, так как слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари пытались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам кафтана и шаровар».


Николай Хвыльовый призвал положить конец «закобзаренню Украины», «выбивать кругом закобзаренную психику народа». Но всех превзошел Бажан своей поэмой «Слепые», в которой называет кобзарей «нытиками», «вонючими ошметками», а основу их репертуара, наш тысячелетний героический эпос - «проклятыми песнями»:

Умрешь, как собака,
как изгнан пришелец.
Догравай, юродивый,
искаженную игру!

Верую - НЕ кобзой,
Верую - не лирой,
Верую пламенем
сердца и гнева ...

Впрочем, не все деятели украинской культуры поподдержали  НКВД. Павел Тычина, например,  не стеснялся позировать перед объективом фотоаппарата с «патриархально-националистической» кобзой, а Максим Рыльский в те проклятые годы грудью стал на защиту украинского кобзарства. Но если Тычине восхищение «старосветской» кобзой-бандурой органы как-то  простили, то Максиму Рыльскому большевички не забыли и еще в течение десятилетий вынашивали планы не только духовного, но и физического его уничтожения.

Однако «выбить колом закобзаренную психику» украинского народа никак не удавалось. Тогда коммуняки  решили перевоспитать кобзарей. Тех из них, кто  не «запятнал» себя участием в национально-освободительной борьбе, начали загонять в «колхозы» - капеллы, ансамбли, квартеты, трио, где, по словам кобзаря и священника из США Сергея Киндзерявия-Пастухова, «народный бард должен был превратиться в политического подпевалу  коммунистической партии". Тех же, кого не удавалось заманить в капеллы, органы НКВД заставляли творить «песни» и «думы», воспевающие  советскую действительность ...

Но упрямые кобзари продолжали ходить дорогами от села к селу, от голрода к городу  и петь свои древние «невольничьи плачи», упрямо воскрешая народную историческую память.

Вот тогда кому-то из окружения Сталина и пришла в голову идея: собрать кобзарей и лирников будто на съезд и всех ... расстрелять, а кобзы и лиры уничтожить.

Съезд планировали провести еще в 1925 году, потом перенесли на 1 декабря 1927 года. Но и тогда он не состоялся. Наверное,  не всех кобзарей успела зарегистрировать так называемая этнографическая комиссия, созданная для этого Академией наук УССР.

В 1939 году в Лондоне вышла книга воспоминаний русского белоэмигранта Шостаковича. «В середине 1930-х годов, - пишет он, - был провозглашен первый всеукраинский конгресс лирников и бандуристов, на котором было решено собрать всех народных певцов и провести дискуссию о их  будущем.

«Жизнь стала лучше, стало веселее», - любил говорить Сталин. И слепые, как дети,  ему поверили. Они приехали на конгресс со всей Украины, из маленьких и позабытых сел. Их было  несколько сотен - хранителей  живой истории Украины, ее песен, музыки,  поэзии.
Они поверили, а их чудовищно обманули - слепых, беспомощных и ничего не понимающих, высадили с поезда и расстреляли....

http://orenda.pl.ua/read/rozstril-ukranskix-spivtsiv-muchenikiv

PS. Опираясь на свидетельства местных жителей станции Казачья Лопань, поисковой группой Союза Украинской Молодежи установлено приблизительное казни кобзарей. После юридического оформления соответствующих документов Союз намерен инициировать проведение эксгумации и идентификации тел убитых кобзарей.

По материалам http://orenda.pl.ua/

2 комментария:

  1. Одного не пойму - а где же в заметке Путин? Или нужно проследить всю цепочку и связь времен.
    Я могу рассказ такой написать про... рыбаков. начну так - один из комиссаров Нквд решил, что рыбаки на рыбалке не только ловят, но и обсуждают линию партии и самого. И собрали рыбаков на всероссийские соревнования в Астрахань. Да там по плавням их вылавливали и расстреливали. Поиски оставшихся в живых прекратили только во время войны.
    Чушь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это, батенька, не про Путина, а про НКВДистов -ровесников дедушки Путина - повара Ленина и Сталина. Видите и связь нашлась :)
      А про рыбаков -мне понравилось. Оформляйте на 1500-2000 знаков и присылайте в редакцию. Я опубликую :)

      Удалить

Вы не согласны? У Вас есть свое мнение? Пишите. Нецензурные комментарии не допускаются.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...