.

.

пятница, 24 апреля 2015 г.

Фаина Раневская:" Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая"

Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», - говорила она.


Но даже ЭТО немногое сделало ее величайшей  актрисой. Лондонский ежегодник «Кто есть кто» в 1992 году включил Раневскую в число десяти лучших актрис 20 века. И это не случайно. Один из известных  режиссеров сказал о Фаине Георгиевне: «Она может все!» И она действительно была царицей в любом жанре - от трагедии до фарса. Раневская не играла – она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, по полной правды, до счастья.

С ней было очень непросто. От ее непростого характера страдали окружающие. Она могла очень обидеть коллегу (ию Савину, например), а потом звонить с извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: «Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею». 



Ее настоящее имя - Фаина Фельдман. Родилась она  27 августа 1896 в еврейской многодетной семьегода в городке Таганрог. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был хозяином фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова (из некоторых источников – Валова)). В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.

Как вспоминала сама Фаина Георгиевна, она не была счастлива в родительском доме: «Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве...» Почему же в благополучной любящей семье  девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Может , причина в легком заикания, которым Фаина страдала от рождения?.

 В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами». Боясь насмешек, Фаина сторонилась сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» - подсмеивалась впоследствии Фаина Георгиевна.

 В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Когда она впервые посмотрела спектакль в городском театре, то поняла, что в ней живет актриса.

 Кстати,  Раневская – это псевдоним. И появился он после просмотра спектакля «Чайка» по пьесе А.Чехова во МХАТе. Прогуливаясь с молодым человеком, она полезла в сумочку за деньгами, присланными папенькой и ветер подхватил и понес их по мостовой. У нее вырвалось : «Как красиво они летят», а спутник воскликнул, что она прямо как Раневская из Чайки. Вот так и появилась Фаина Раневская, которая псевдоним сделала своей настоящей фамилией.

Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Отец был категорически против того, чтобы его дочь стала актрисой. В те времена актерство не относилось к престижной профессии. Лицедейство было уделом низов. 

В 1915 году Раневская уехала  в Москву поступать учиться в театральный институт. Но, увы, ее никуда не приняли. Но повезло в другом - благодаря появившемуся другу, актрисе Гельцер, ей удалось устроиться в Малаховский летний театр под Москвой. И хотя Фаине пришлось играть в массовке, но для нее было настоящим счастьем даже просто находиться рядом с известными актерами. В те годы там играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов. Кстати именно Певцов предрек, что Раневская станет знаменитой актрисой. Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…

 Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В эти непростые времена Раневской удается выживать и работать благодаря друзьям из театральной среды. Павла Вульф, Макс Волошин, Павел Рудин... Актриса успешно дебютировала в роли Маргариты Кавалини в «Романе», а затем играла в спектаклях: «Живой труп», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Женитьба» и других». Одной из лучших работ актрисы была роль Шарлотты в «Вишневом саде». В 1925 году Павла Вульф и Фаина Раневская поступают в передвижной Театр Московского отдела народного образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр закрылся, и актрисы вновь возвращаются в провинцию. Вновь начинаются из скитания.


 В Москве она оказалась только в 1931 году, когда после ее письма Александру Таирову была принята в труппу московского Камерного театра.  В 1935 году она работала в центральном театре Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в пьесе Островского «Последняя жертва», Оксану в пьесе Корнейчука «Гибель эскадры» и главную роль в пьесе Горького «Васса Железнова». В 1939 году она опять осталась без работы в театре. Началась война и Фаина Раневская эвакуировалась до 1943 года в Ташкент. В 1943 году она играет на сцене московского Театра драмы и только в 1949 году она обретает свой театр, Театр им. Моссовета, в котором проработала много лет.

Дебют в кино и кинокарьера
Но настоящую большую славу и популярность Фаине Раневской принес кинематограф. Хотя слово «принес» здесь не совсем уместно. Ведь это она принесла в кинематограф потрясающие роли. В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой мопассановской новелле. Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало – павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актеров зуб на зуб не попадал. Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры, вечная неразбериха… Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник мопассановского рассказа и затвердила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.
Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

Потом были прекрасные работы в фильмах  «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и «Подкидыш». Последний фильм подарил миру известную роль с крылатой фразой: «Муля, не нервируй меня!». Потом были фильмы «Мечта» (1940 год), «Свадьба» (1943), «Весна» (1947) и «Золушка» (1947). В этих фильмах проявился великолепный актерский талант актрисы. Но она не могла просто исполнять команды режиссеров. Она сама придумывала себе роли. Иногда так ярко, что некоторые режиссеры протестовали. Маленькие эпизоды в фильмах она превращала, чуть ли не в главные.

В 50-е годы Раневская поступила в театр  им. Моссовета. Но играла мало -репертуар  театра состоял из рядовых, а порой и просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным советским праздникам.
Все это, конечно же, не могло устраивать Фаину Георгиевну, и в 1955 году она покинула театр. Она перешла в театр Пушкина - бывший Камерный театр. Одной из причин было то, что именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Однако от старого Таировского театра ничего не осталось. Здесь она проработала до 1963 года, но затем ушла и отсюда…

В 60-80-е годы она понемножку снималась .«Осторожно бабушка!» (1960) , «Сегодня - новый аттракцион».


Любовь
Первая любовь Фаины была не слишком-то удачной. В девятнадцать лет в труппе одного из провинциальных театров ее угораздило влюбиться в первого героя-любовника. Красавец и... чудовище, как воспринимала себя тогда Раневская. Она ходила за ним по пятам, была его тенью. Как-то он напросился к ней в гости. Счастливая возлюбленная накупила вина и еды, нарядилась, накрасилась... Ближе к ночи он заявился с какой-то девицей и попросил хозяйку дома… чуток погулять… "Это была моя первая и последняя любовь", - скажет потом Раневская. Так ли это? Замужем она никогда не была. Но слухи о ее личной жизни ходили постоянно. То говорили о влюбленности актрисы в маршала Федора Толбухина, то намекали на ее слабость к женскому полу. В связи с этим упоминались Анна Ахматова и Павла Вульф. "Все, кто меня любил, — скажет Раневская однажды, — не нравились мне. А кого я любила — не любили меня. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…"
Все беременности она обрывала абортами. Возможно, в чем-то она и сама была ребенком. Впрочем, было у нее дите по имени Мальчик — дворняжка, подобранная на улице. Однажды Фаина Георгиевна даже отказалась ложиться в больницу, потому что боялась, что Мальчику без нее будет плохо.

Старость
О своих ощущениях в этом возрасте Фаина Раневская, пожалуй, все сказала сама: "Паспорт человека - это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть 18 лет. А паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как 18-летний человек... В августе мне исполняется 75 лет. Это моя большая личная неприятность.Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы". За год до своей смерти актриса отказалась играть на сцене. Ей было 87 лет.

Похоронена Фаина Георгиевна Раневская на Донском кладбище в Москве.

Напоследок
Раневская была очень доброй. Отдавая последнее, она делала это легко и просто. "Самое главное я знаю - надо отдавать, а не хватать".
Она была очень ранимой и неуверенной, и характер у нее был тяжелейший. Нетерпимoсть, несдержанность, обидные слова, сорвавшееся сгоряча, вспыльчивость. Впрочем, большинство ее вспышек заканчивались огромным раскаянием и налаживанием отношений с обиженными. А в сaмыe тяжелыe минyты жизни она мужественно прятала свои горести и печали зa усмешкой и шуткoй. "Всегда быть в маске судьба моя" - она не изменила себе в этом до кoнца своих дней.
"У меня хватило ума глупо прожить жизнь", – как-то записала она. Гениально сказано, согласитесь! 



Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

 Я как как яйца: участвую, но не вхожу.

Жизнь — это затяжной прыжок из п*зды в могилу.

Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Красивые люди тоже срут.

Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и у**ываю.

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.

Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

Красивые люди тоже срут.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Не можете никак понять, нравится ли вам молодой человек? Проведите с ним вечер. Вернувшись домой — разденьтесь. Подбросьте трусы к потолку. Прилипли? Значит нравится.

Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

Женщины — это не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Помните я говорила в прошлом году что жизнь говно?? Ну, так это был еще марципанчик.

У Раневской спросили: что для нее самое трудное? — О, самое трудное я делаю до завтрака, сообщила она.
— И что же это?
— Встаю с постели.

Оптимизм — это недостаток информации.

В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.

Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.

 Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам красавицам не до того, мы ревнуем чужих.

 Милочка, если хотите похудеть — ешьте голой и перед зеркалом!

Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке. — А потом?
— А потом начну раскачиваться.

Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.

Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье. Но поздно будет.

Дорогой мой, такой кошмар! Голова болит, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок — все ноет! Суставы ломит, еле хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция!

Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет.Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.

Раневскую спросили: «Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные?» На что Раневская отвечала: «Это же очевидно — ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди».

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

 - Фаина Георгиевна, на что похожа женщина, если её поставить вверх ногами?- На копилку.
- А мужчина?
- На вешалку.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

 Свобода - это когда каждый может распоряжаться своей попой, как хочет.

 — Меня никто не целовал, кроме жениха! — с гордостью сказала Раневской одна молодая актриса.— Милочка, я не поняла, — отозвалась Фаина Георгиевна, — это вы хвастаете или жалуетесь?

 Ваши жалобы на истеричку-погоду понимаю, — сама являюсь жертвой климакса нашей планеты. Здесь в мае падал снег, потом была жара, потом наступили холода, затем все это происходило в течение дня.

 Знаете, — вспоминала через полвека Раневская, — когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.


По материалам ресурса Fainaranevskaya.ru




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы не согласны? У Вас есть свое мнение? Пишите. Нецензурные комментарии не допускаются.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...