.

.

пятница, 22 мая 2015 г.

Ликбез по козачеству №8. Козацкие жены.

Законы Сечи  требовали от козаков безбрачия. Но если козаки постарше, приходившие сюда  из семей, селились в куренях за границами Сечи и хоть иногда могли встречаться с женами, то среди молодежи безбрачие становилось главным условием жизни на Сечи.


С одной стороны, отсутствие женщин помогало козакам  полностью сосредоточиться на военных делах. С другой,  усиливало в их душах  трепетную любовь и преклонение перед женским  началом. Недаром, своей покровительницей козаки выбрали образ Покров Богоматерь.



Украинская женщина всегда была мужчине надежным товарищем, верной спутницей, ловкой хозяйкой. Она была готова в любое  время отразить вражеское нападение, при этом оставаясь главной хранительницей семьи.

Неспокойная жизнь у татарских границ сформировала воинственный характер женщин.

Поскольку Запорожская Сечь забирала у них защитников  и была недоступной для них, украинки невольно сами становились воительницами.  Жизнь на пограничных территориях  приучала украинских женщин к выносливости, самостоятельности, смелости, умения постоять за себя и свою семью с оружием в руках.

Положение женщин в Украине в казацкие времена было достаточно стабильным и регулировалось нормами, закрепленными светским и церковным законодательством. Женщина в Украине владела свободой большей,  чем  где- либо.

Московия в те времена уже утвердилась как сильная деспотия, и одним из первых актов закрепощение народа стало уничтожение женской свободы. Ссылаясь на Библию, где «жена да убоится мужа своего», российский Домострой внушал, что за «непослушание» человек должен бить женщину "и ребра ей сокрушит».

А в Украине было совершенно иначе. Отношения мужчины и женщины были равноправны и демократичны. Обладая равными  с мужчинами правами и обязательствами, жены казаков имели даже такие права,  которые сегодня могут показаться странными. Например, по Законам Сечи вдовы казаков-героев получали пожизненную заботу села и право рожать детей от любимых мужей и парней для сохранения Славы героя и имени его.

 Поэтому этот Закон-Право славили в песнях. После гибели казака Нечая его вдова родила 12 сыновей. И все они носили  его славное фамилия, основав целую деревню.

Так же родилось  и село Сумиливка,  и еще не менее сотни сел на Руси.

У жены  казака, приговоренного к смертной казни, оставалось незыблемое право на его имущество. Ни о каком преследовании жены и детей преступника не было. Более того, в Украине существовал обычай, по которому только женщина могла сохранить жизнь осужденному на смерть казаку, если соглашалась принять с ним брак.

По преданию, записанному во второй половине XIX в. Г.П. Надхиним на Екатеринославщине мы узнаем: "Молодой казак за какое-то преступление был приговорен к смертной казни. Когда прочитали декрет и палач поднял осужденного к плахе, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову, давая тем самым знак, что она выбирает его себе в мужья и тем освобождает от казни ".


Характер украинской нации  формировали, с одной стороны , Сечь, а с другой - женщины. Сечь   формировала в козаках  высокие мужские качества - честолюбие, смелость, доблесть и т.д.. А дома всю полноту власти брали на себя женщины. Вот такой себе матриархат!

Воевать казаку с женой дома было не к лицу, потому что «женщина за три уголки дом держит, а человек лишь за один». Провожая мужчин на Сечь, женщины-казачки брали на себя все обязанности: хозяйственные, воспитание детей, обеспечение семьи. А во время нападения врагов собирались, брались за оружие.

 Героический подвиг Арины Завистной описывает в исторической повести «Осада Буше» Старицкий. Эта мужественная женщина не пожалела жизни для обороны родной земли - взорвала себя и сотню врагов, подпалив пороховой погреб.

И  примеров украинок-воинов в истории козачества немало. Одна из них - волынская княгиня София Ружинская. В 1609 году она, лично командуя отрядом в 6000 человек пехоты и конницы, с флагами и музыкой взяла штурмом замок князей Корецких в мнстечке Черемошни.


Легендарной воительницей  была и последняя жена Богдана Хмельницкого Екатерина. Достоверно известно, что женщины козаков участвовали в повстанческих отрядах времен Хмельницкого. Так, в 1584 году  панянка Остапкова с дочерью Софией организовали вооруженное нападение на имение шляхтича Стрижевского в с. Дедковцах на Житомирщине и нанесли значительный ущерб.

Сестра полковника Ивана Дождя принимала непосредственное участие  в боевых действиях против польско-шляхетских войск на Волыни (1649г.) . Во время одной из конных атак она и погибла. Как свидетельствуют документы,  в 1524г. после битвы под замком Прухник на Подолье среди убитых защитников были найдены тела женщин, переодетых в мужскую одежду. Чтобы их не узнали, женщины даже побрили себе головы.

Значительную власть и влияние  над козаками Правобережной Украины имела "мать полководца", жена фастовского полковника Семена Палия - Феодосия. Она не только дипломатично принимала послов, но и в отсутствие мужа управляла хозяйственными делами Фастовского казацкого полка. В период ссылки С. Палия в Сибири она  не раз руководила походами против московитов и польской шляхты, защищая землю от их посягательств.

В условиях постоянной  опасности, войн и восстаний  и формировался  характер украинской женщины - выносливый, самостоятельный, смелый, готовый постоять за себя с оружием в руках. В то время, как мужья-козаки воевали в походах, их жены защищали свой дом и семью.

Будучи грамотной и национально преданной, она любила Родину и готова была к ее защите.

Следует отметить, что пренебрежение к женщине жестоко преследовалась казаками. В приговорах, записанных в "Войска Запорозким козацкого Прилукский полка Справной книги", говорится, что 1707 за изнасилование местной жительницы Гребеничкы казнили казака П. Микитченко. Согласно обычному праву, беспощадно наказывали не только за присутствие женщины на Сечи, но и за прелюбодеяние. За это преступление казаки отвечали сполна. В частности, в приговорах, записанных в "Справной книги", говорится, что парня Григория за такой позорный грех приговорен к сожжению на костре.

 " По обычаям Сечи, как настоящие рыцари, казаки имели строго соблюдать вежливости с женщинами. Насколько большое значение придавалось отношениям женщины и мужчины, свидетельствует обычай, согласно которому наказание ждало каждого, кто оскорбит женщину. 

Когда казак «опозорит женщину не за приличиями - публично на рынке палками наказать». По свидетельству источников, казацкий атаман Иван Сирко достаточно строго придерживался этой традиции. Потому что за несправедливость, совершенную кем-то из запорожцев пленной турчанки, черкеске или татарке, он осуждал виновного к смертной казни. Это выделяет запорожских казаков из всех воинов того времени как высоконравственных и благородных рыцарей, защитников справедливости и благотворительности.

 Запорожцам не позволялось быть женатыми в месте их проживания (на Сечи), а женщинам в браке следовало жить поблизости, в зимивки и слободах, куда казаки наведывались время от времени. Однако участвовать в казацких судах женщинам запрещалось. Итак, казак к женщине относился подчеркнуто уважительно, великодушно и благородно. Она была для него звездой Света, в которой хоть близко, но дотянуться «нельзя».

 Суровые обычаи Сечи и порядки, которые не допускали женщину, кем бы она ни была: или любящей женой, или любимой девушкой; спартанский, аскетичный образ жизни воина-рыцаря - способствовали воспитанию у казака высокой святости к прекрасной половине рода человеческого. За  ее честь и свободу казак шел, не задумываясь, и в огонь, и в воду. Детям своим казаки давали установку: «- Береги, сынок, заповедь отца своего и не отвергай наставления матери твоей» Поэтому и нам не стоит забывать обычаи казаков, поклонялись женщине-матери - Богородицы. Ведь храмовым праздником в Запорожье была праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Казаки носили на груди ее изображение, а значительная часть церквей и часовен, построенных на землях запорожских вольностей, была посвящена Богоматери. Запорожье было духовной Родиной казачества, символической, идеальной матерью, где «Луг-отец», а «Сич-Мать», где всегда царил культ свободы. А нам женщинам, не стоит забывать, что мы из казацкого рода, и должны уважать мужчин так, как делали это женщины в казацкие времена.

Тоня Мышкина для ресурса КАЗАКИ ДОНБАССА




 

3 комментария:

  1. Спасибо, Тоня Мышкина за хорошую поучительную статью из истории Украины. Сегодня мы видим, как сильно повлияла культура россиян на образ жизни украинцев, ведь мы почти 70 лет живем бок о бок, вместе, семьи наши перемешались и примеры из российской семьи перекочевали в украинскую. Мужья не стесняются подымать руку на не только на свою жену, но и на другую женщину. Это позор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Найгірше і першоосновою є те , що українські мешканці Донбасу втратили мову і публічно надалі продукують між собою москвоязичіє, перетворилися в русоґаварящих, тому ці історичні екскурси про звичаї сприймуться ними,переважно, як казки. Їм не відомо, вони не хочуть знати, що з мовою проникли і проникають в їх середовище ті звички, той спосіб життя, котрий вони ніби осуджуюють.
      Якби Тоня Мишкіна була послідовна та хотіла би відродити козацькі звичаї в стосунках до жінок, хоча б частково на Донбасі, то цей допис мав би мати це й україномовний варіант. А то виникає запитання - для кого він? Для москалів ? А їм то для чого ?

      Удалить
    2. Вайа,-Ты,Вэльмышановный...Дидуганэ, черэзмерно Суров к Автору и к Способу изложения,Бо и Мне (Украинцу потомственному Козаку,Боготворящего Нашу Мову..но..чаще говоряшчему на .....,Увы Так Сложилось,к сожалению как и Большинство к БОЛЬШОМУ СОЖАЛЕНИЮ,УКРАИНЦЕВ,чи балякающих на Суржыку чы взагали нэ помняшчых родства... -а Об том Отдельно???) не всё Этом вопросе Известно..о Древних Наших Корнях -где в Козачестве и Естественно в Мове и Генной нашей Памяти сохранились и Сам Дух и Душа-(Жена-Дружина)(вот откуда Украйинка самая Красивая и Свободная из всех.!-Любить Украйину!!!

      Удалить

Вы не согласны? У Вас есть свое мнение? Пишите. Нецензурные комментарии не допускаются.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...