.

.

вторник, 7 июля 2015 г.

"КУПАЛА" - защитник Земли или Повелитель Земли.

Купала (Ивана Купала) - одно из наиболее загадочных и волнующих  праздников у славян. Он  приходится на день летнего солнцеворота, поэтому символизирует переход от господства весеннего солнца - Ярилы к рождению  летнего солнца - Купала.


Корни этого праздника - в язычестве арийских  религий, в котором  солнечному циклу уделялось огромное внимание: фактически, языческий календарь представляет историю движения солнца в течение года.



В день Купалы солнце достигало высшей активности: самый продолжительный светлое время суток, самая короткая ночь.

 Именно после Купалы, как считал народ, солнце начинало «угасать», день шел на убыль. Все дни летнего солнцестояния считались праздничными. Это были зеленые Святки - неделя отдыха после посадки урожая. В настоящее время роль человека в будущем урожае была мала: все зависело теперь только от погоды. Поэтому люди стремились добиться ее содействии, осуществляя праздничные обряды.

По народным легендам, этот праздник олицетворяло сочетание Неба (Отца) с Землей (Матерью), Огня и Воды, мужа с женой. Считалось, что в сердце каждого человека расцветает вогнецвит, и Природа наполняется любовью. Иванов день (еще одно название праздника) отмечается во многих странах, считается не только общенациональным, но и церковным.

Происхождение названия

В праздники множество названий. В зависимости от местности и времени, его именовали Купала, кресс (древнерусское), Иван хороший, любовный, Иван-Купала, Иван-травник, Сонцекрес (Украинский), Духов-день (болгарское) и др

Смысл слова можно понять, взглянув на его санскритское происхождение. Так, первая часть «купала» - ku - означает «земля, край». Вторая часть - pala - «сторож, охранник, защитник, повелитель». Отсюда значение названия праздника - Защитник Земли или Повелитель Земли. Очевидно сходство с Гопала («Велесова книга») - Божеством третьего месяца солнечного цикла (круга), начало которого приходилось на весеннее равноденствие. Владыка Земли и ее Повелитель - это один из эпитетов Солнца.

Общепринятая сегодня название - Ивана Купала сформировалась из слияния народной и христианской этимологии. В переводе с греческого, эпитет Креститель так же значение «погружатель, купатель». После принятия христианства обряд был приурочен ко времени празднования дня рождения Иоанна Крестителя (24 июля) ..

Время празднования

До того, как на Руси распространилось христианство, Купало отмечался в день летнего солнцестояния (20-22 июня). Позже празднование стало тесно связано с днем ​​рождения Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю, 7 июля - по новому). На сегодняшний день празднования не соответствует астрономическому солнечному равноденствию.

По древнему народному календарю, Купало было одним из праздников, которые входили в единый цикл: Аграфены Купальницы накануне, и Петрова дня следовал сразу после Купалы. В народе верили, что в этот период года характеризуется вершиной расцвета природы. Праздничный цикл сопровождался верой в то, что магическая сила стихий (огня, земли и воды) была наибольшей. Именно поэтому люди стремились приобщиться к данной силы, воспользоваться ее целебными, охранными и очистными возможностями на весь будущий год. В то же время, купальский праздник приписывалась активность потусторонних сил, весьма пугало народ.

Обряды на Купалу

С древности праздник Купалы отмечали в разных населенных пунктах по-разному, в зависимости от местных обычаев, природных и климатических особенностей местности и духовного уровня людей, которые принимали участие в обрядах. Собственно, и по сей день существуют различия.

Огонь

Неотъемлемый атрибут купальской ночи, когда принято разводить очищающие костры. Зажигали их только от живого бессмертного источника огня - пламя, добытого путем трения дерева о дерево. Вокруг очищающих костров танцевали, и прыгали через них, чтобы быть счастливыми. Считалось, что в таком огне сгорают болезни и несчастья. Поэтому матери бросали в костер белье больных детей, а между очагами проводили скот. В некоторых, кроме очищающих костров, поджигали бочки или колеса, и, надев их на шесты, носили - яркая символика солнца.

Вода

Вода в этот день принимала магические свойства, как считалось в народе. С этого дня можно было купаться в источниках, поскольку каждый из них выходила вся нечистая сила. Целебной считалась и утренняя роса. На рассвете люди выходили босиком на траву, умывались росой, стремясь сохранить (или вернуть) здоровье, красоту. Незамужние девушки умывались росой трижды, произнося специальные наговоры, чтобы скорее выйти замуж.

Союз воды и огня, характерный для праздника Купалы, считался источником природной силы. Поэтому костер нередко разгорались на берегах рек. Так же в Иванову ночь гадали на венках, опущенных в воду рек.

Травы

Множество обычаев и придан на Ивана Купала связано с растительностью. Собранные в праздничную ночь травы считались особенно целебными, своеобразными оберегами. Центральное место среди растительности в эту ночь занимала папоротник. Считалось, что цветок папоротника, зацветает лишь на мгновение в полночь, указывает, где зарыт клад.


Травы и цветы собирали девушки плели из них венки, а растения-обереги крепили на поясе. Ребята заранее готовили невысокое деревце березы или ивы - «марены» или «Купалы». Девушки украшали деревце цветами и разноцветными лентами. Рядом относился Ярило, изготовленный из соломы или глины, одетый и украшенный венком, лентами. Кроме этого, кукле пристраивали деревянный символ мужского достоинства, окрашенный в красный цвет. Перед Ярило раскладывали на блюде или ткани различные блюда. Неподалеку разводили два костра: большой купальщик - для веселья, и малое жертвенное костер для сожжения куклы Ярилы.

Народные поверья

Существует огромное количество поверий и обычаев, связанных с празднованием Купалы. Вот лишь некоторые из них.

Незамужние девушки плетут венки из трав, и в ночь накануне праздника опускают венки, украшенные лучинами или свечами, в воду реки или озера. Чей венок дальше других заплывет - той суждено быть счастливым. На чьей венке дольше будет огонек гореть, и проживет очень долго. А чей венок сразу утонет, то не выйти замуж за суженого - разлюбил он ее.


Или, например, существовало поверье, что в праздничную ночь потусторонние силы более активны, и ведьмы становятся особенно мощными. Их боялись. От их вредительства защищались: у окон и дверей раскладывали крапиву, скот запирали сберегая. Считалось также, что растения и животные разговаривают между собой, а деревья переходят с одного места на другое. В полночь некоторые девушки срывали, несмотря, цветы и травы, клали под подушку, а утром гадали: если среди растений набиралось 12 видов, то суждено в этом году девушке замуж выйти. А если хотелось, чтобы исполнилось желание, то нужно было в праздничный день перелезть через ограждения 12 городов, и тогда все загаданное должно было сбыться.

Особенности праздника
Еще в давние времена Иван Купала считался очень свободным, эротическим праздником. В купальскую ночь все запреты, касающиеся межполовых отношений, отменялись. Свободными становились добрачные отношения: девушка могла позволить себе связь с любым парнем, а ее жениху нельзя было вмешиваться в ее свободы. Интересно, что многие песни купальской ночи имеют за основу сюжеты «общего брака», инцеста и тому подобное.


По материалам ресурса ЗМЕЕВЫ ГОРЫ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы не согласны? У Вас есть свое мнение? Пишите. Нецензурные комментарии не допускаются.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...